Главная Статьи Методы проведения панельных исследований
Основные подходы и методы работы при проведении панельных исследований
В широком смысле «панель» - это особый метод для сбора первичной информации, применяемый как в маркетинговых, так и в социологических исследованиях. Главная его особенность в том, что информация, идущая от группы людей, собирается с определённой периодичностью в течение некоторого времени.
Суть метода, главным образом, в том, чтобы выследить динамику мнений и предпочтений, людей. Именно поэтому важна периодичность опроса. При проведении панельных исследований выбирается чаще всего один конкретный метод сбора информации. Но как правило, самые распространённые методы здесь:
- Интервью (в том числе и глубинное интервью);
- Анкетирование;
- Опрос;
- Почтовые опросы;
- Наблюдение.
Комбинированные методы (чаще всего, когда личные опросы или интервью комбинируются с интервью в интернете и т. д.)
Интересно, что проведение панельных исследований может занимать самый разный срок – от месяца до нескольких лет. В связи с этим, панельное исследование делится на долгосрочное и краткосрочное.
Однако эти исследования могут разделяться не только по временному, но и по многим другим аспектам. Главным образом по типу исследуемого объекта (кто исследуется?):
- потребители;
- эксперты;
- руководители компаний;
- представители отдельных отраслей;
- представители отдельных категорий населения и т. д.
Важный критерий также – территория проведения панельных исследований (улица, район, город, страна).
Кроме этого, панельные исследования также делятся на:
- Общие (в данном случае всё зависит от предмета и характера исследований, к опрашиваемым людям не требуется применения каких-либо особенных критериев – «каждый пятый прохожий» и т д.);
- Специализированные (здесь всё зависит от характера исследования, к опрашиваемым людям должны применяться определённые требования – «покупатели того или иного продукта», «кормящие мамы» и т. д.).
Важно отметить, что панельное исследование – это серьёзный и довольно мощный способ инструмент для получения среза мнений людей. Как правило, они проводятся ради крупных целей большими корпорациями и производственными предприятиями, органами статистики и различными мировыми медиа-агентствами.