Главная Статьи Наблюдение в маркетинге

Наблюдение в маркетинговом исследовании

Наблюдение в маркетинговом исследовании может использоваться в разных целях, как для анализа полученной информации, так и, например, для проверки других методов и другой информации. К примеру, «тайный покупатель» - это также разновидность метода наблюдения, которая призвана показать, как работает персонал.

Критерии наблюдения в маркетинге

Критерии наблюдения в маркетинге


Как правило в наблюдения разделяют по нескольким критериям:

  • Открытое. Проводится тогда, когда объект в курсе, что за ним наблюдают, правда такие наблюдения, не всегда могут показать реальные результаты, так как объект может вести себя неестественно, чувствуя, что за ним наблюдают.
  • Скрытое. Противоположно открытому – когда объект не в курсе о том, что за ним ведётся наблюдение. Такие исследования дают более правдивые результаты, но, правда, здесь исследователь должен очень хорошо владеть ситуацией, и понимать, что в методе наблюдения всегда должны быть этические нормы и границы. Но в том случае если исследователь не нарушает Кодекса проведения маркетинговых исследований, четко понимает, что рабочие материалы должны оставаться тайной, а все участники должны быть анонимны, то никаких проблем возникнуть не должно.
  • Прямое. Проводится в том случае, когда нужно пронаблюдать за самим поведением человека.
  • Непрямое. Когда нужно пронаблюдать результаты деятельности людей, а не их самих, или же, какое-то явление.
  • Структурализованное. Когда наблюдение строится по чёткому плану и изучаются только строго определённые вещи.
  • Неструктурализованное. У такого наблюдения главная цель сам объект, оно полностью стихийно развивается, и учитываются все действия наблюдаемого объекта.

Кроме этих основных критериев, наблюдения не редко разделяют по однократности или многократности, что немаловажно, потому что разные факторы могут повлиять на развитие события или, тем более, на поведение людей. И наблюдатель в однократном исследовании не всегда может учитывать все эти факторы. Также наблюдения разделяются на личные или технические, которые различаются лишь включенностью человека в процесс наблюдения. 

Наблюдение: плюсы и минусы

Плюсы и минусы наблюдения

Как и любой метод, наблюдение обладает рядом достоинств и недостатков. Среди последних исследователи как правило, выделяют, во-первых, субъективность наблюдателя, который может неверно трактовать какие-либо действия объекта. Во-вторых, низкую репрезентативность выборки, которая как правило, в процессе наблюдения случайна, и в отельных случаях может вообще ничего не говорить о генеральной совокупности. И, наконец, в-третьих, участники могут неестественно вести себя, зная о проводимом наблюдении, или, к примеру, заметив, видеокамеры.

Однако преимущества у этого метода весьма существенные. В первую очередь – возможность изучать неосознанное поведение людей, что по сути, бесценно для маркетингового исследования. Кроме того, регистрировать события напрямую, как только они происходят. Также одним из преимуществ является независимость исследования от самого объекта. В целом, надо отметить, что наблюдение – это довольно сложный, затратный по времени и по средствам, процесс, который всегда должен проводиться профессионалами.

Корпоративный доступ

 

Оставить заявку