Главная Статьи Исследование потребителей
Маркетинговое исследование потребителей
Традиционно, маркетологи выделяют несколько главных пунктов в исследовании потребительской среды:
- каково отношение людей к компании, производящей тот или иной продукт;
- каковы запросы и ожидания потребителей и как они удовлетворяются;
- как потребители принимают решения о покупке;
- какова их мотивация.
Стоит отметить, что на этапе определения типа отношений потребителя подходят с двух позиций:
- выяснить предпочтения потребителей;
- выяснить, насколько продукт нравится потребителю, и насколько велико его желание приобрести его.
Изучение потребителя
Какую вообще могут дать информацию потребители для компании? На деле изучение потребителя может ответить на очень существенные для фирмы вопросы не только о том, кто и как покупает их товар, но и также, дать определённую информацию о конкурентной среде. Так, например, простой анализ узнаваемости бренда, который ряд компаний проводит, вообще не применяя серьёзных усилий – лишь анкетированием случайной выборки, может в итоге, дать ответы на такие вопросы:
- Какова доля потенциальных покупателей?
- Каковы главные фирмы-конкуренты?
- Насколько узнаваема марка на рынке?
- Каково соотношение между узнаваемостью и долей на рынке?
Анализ личностных, культурных, социальных и психологических характеристик
Но на самом деле, любое серьёзное и глубокое исследование потребителей основывается как правило, на тщательном изучении и анализе личностных, культурных, социальных и психологических характеристик.
Исследование личностных факторов предполагает изучение:
- возраста потребителей;
- семейного положения;
- рода занятий;
- экономического положения;
- стиля жизни и т. д.
К культурным характеристикам относят:
- субкультуру;
- классовую принадлежность.
Психологические факторы играют важнейшую роль в исследовании потребительской среды. Здесь анализируются:
- мотивация;
- восприятие;
- усвоение;
- убеждение;
- отношение.
Детальное изучение психологических факторов
Детальное изучение психологических факторов может ответить на крайне важные для компании вопросы: «Почему совершается покупка? Что потребитель ищет, покупая именно этот товар? Какие потребности пытается удовлетворить?». Что касается социальных факторов, то их изучение предполагает анализ малых групп, семьи, социальных ролей и статуса. Важно отметить, что маркетинговые исследования обязаны быть корректными с этической точки зрения. Для соблюдения этого важного правила, в 1994 году был опубликован конечный вариант кодекса, разработанного Европейским обществом по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям (ESOMAR) . Его основная цель – доверие людей к маркетинговым исследованиям, и соблюдение моральных и принципов компаниями, проводящими маркетинговые исследования.
Подводя итог, нужно сказать, что исследование потребителей – один из ключевых этапов любого маркетингового исследования. Его проводят с целью выяснить, что вообще думают люди о том или ином продукте, какие торговые марки предпочитают и почему, насколько удовлетворены покупатели продукцией какого-то бренда. Наконец, это позволяет определиться с портретом собственного потребителя, что, по сути – ключ к успеху компании.